В замке Керинии можно посмотреть на древнегреческий корабль, затонувший недалеко от берегов Кипра в IV веке до н.э. У этого древнего судна есть две современных копии — одна из них находится в Морском музее Айя-Напы, вторая была отправлена в Грецию.
Оригинальный корабль
Судно имело длину 14,75 метров и ширину 4,3 метра. Команда состояла из капитана и трех моряков. Это удалось установить по посуде, которая сохранилась на затонувшем корабле. Судно везло 380 амфор с оливковым маслом, загруженных на острове Самос, и сосуды с вином с Родоса. Также в трюме были 29 мельничных жерновов с острова Нисирос и 10 000 миндальных орехов, которые были загружены на корабль на Кипре. Корабль отплыл от берегов Керинии, но уже через одну морскую милю стал тонуть, видимо, из-за того, что груз был слишком тяжелым. Вторая версия гибели судна — из-за шторма на море груз переместился на одну сторону трюма и корабль из-за этого сильно накренился и начал черпать воду, после чего затонул.
Корабль Керинии, самое древнее из сохранившихся деревянных торговых судов в мире, был обнаружен 20 ноября 1965 года дайвером Андреасом Кариолу на глубине примерно 30 метров. Президент Кипра Макариос сразу проявил интерес к находке. В 1967 году по приглашению Департамента древностей на остров прибыла команда морских археологов во главе с американским ученым Майклом Кацевым. Археологическая миссия проработала примерно пять лет над тем, чтобы под водой разобрать корабль, поднять его по частям с морского дна, снова собрать и законсервировать. Судно установили в замке Керинии, где оно находится до сих пор. Вот здесь можно посмотреть архивный репортаж о том, как все это происходило.
Помимо товаров на продажу на корабле обнаружили грузы для рыболовных сетей, около 100 оловянных колец для парусов, косточки от оливок и винограда, остатки инжира и даже головку чеснока. Такая сохранность обусловлена тем, что судно на 70% ушло в песок. Ученым удалось установить, что уже на момент затопления кораблю было около 100 лет.
После событий 1974 года правительство Республики Кипр закупило специальное оборудование для поддержания необходимой температуры, препятствующей разрушению корабельного дерева, и через ООН отправило его на оккупированные территории. В 1983 году ученые Майкл Кацев и Роберт Стеффи посетили Керинию и осмотрели корабль, подтвердив его хорошее состояние.
«Кериния II»
В 1981 году в Греции был основан Институт по охране морского наследия, который уже в 1982 году объявил, что изготовит точную копию керинийского корабля по той же технологии, которой пользовались древние греки. Чертежи для проекта подготовил ученый Роберт Стеффи. Изготовление судна заняло 32 месяца, в процессе работ не использовали электрических и механических инструментов или современных материалов. Древесина для корабля была привезена с Самоса, доски крепили латунными гвоздями длиной 25-40 см. Мачту сделали из цельного ствола высотой 11 метров, а парус размером 60 кв.м. — из льняной ткани. Стоит ли говорить, что размеры корабля полностью совпадали с размерами оригинала. Водоизмещение судна оказалось 20 тонн.
В июне 1985 года корабль был официально зарегистрирован в порту Пирей. В 1986 году судно доставили в США, где оно приняло участие в празднованиях по случаю столетия со дня открытия Статуи Свободы. 6 сентября 1986 года корабль предпринял путешествие из Греции на Кипр. Он шел без карт и современных навигационных средств, ориентируясь только по звездам и двигаясь на веслах. 2 октября 1986 года судно вошло в порт Пафоса, где его встречала делегация во главе с президентом Спиросом Киприану и министром культуры Греции Мелиной Меркури. Репортаж об этом путешествии можно посмотреть здесь.
В апреле 1987 года «Кериния II» начала свой обратный путь в Пирей, но по дороге попала в сильный шторм. Команде удалось залатать поломки на ходу и благополучно вернуться в Грецию. В последующие годы корабль много путешествовал по миру, участвовал в разных мероприятиях и празднованиях и в конце концов остался в Айя-Напе, в Морском музее, где его можно посмотреть и сейчас.
«Кериния-Свобода»
Вторая копия, названная «Кериния-Элефтерия» (то есть «Кериния-Свобода») была изготовлена в 2003-2004 годах. Корабль отплыл от античного Амафунта в Грецию, везя на борту кипрскую медь, из которой греческие власти сделали медные медали для Олимпиады-2004.
Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «вестник Кипра» https://www.vkcyprus.com/society/14791-legendarnyj-korabl-kerinii-i-ego-kopii