О силе прощения

«Если честно, мне кажется, что слишком часто говорят о грехах. И недостаточно часто о добродетелях. Пожалуй, умение прощать серьезно недооценивают». Эти слова католического священника отца Джеймса из фильма «Голгофа» могли бы стать эпиграфом к жизни каждого из нас.
Действительно, часто на прощение смотрят как на слабость, как на нежелание получить возмездие или даже как на нежелание справедливости. В этом случае стремление к компенсации оскорбленного самолюбия становится для человека смыслом жизни и «высшей целью». И сопровождается это обычно размышлениями не только о собственной правоте и правосудии. В самых тяжелых своих проявлениях склонность покарать обидчика предстает в разуме человека как свершение самого суда Божьего.
Особенно интересно наблюдать, как верующие и, казалось бы, церковные люди, испытав горечь оскорбления, оправдывают избранный ими путь возмездия и начинают подыскивать для самих себя те цитаты из Священного Писания, которые помогут им утвердиться в принятом решении, при этом забывая, наверное, одну из самых главных заповедей учения Христова: «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас». Но, что интересно, нужные цитаты находятся, и вот человек уже убежден, что поступает по-христиански и творит волю Божию, а на самом деле сеет духовную смерть и разрушение. Так в нашей жизни действует зло, порабощающее и ослепляющее душу.
Благодать же действует совсем иначе. Прощение освобождает. Оно снимает с человека оковы его собственных страхов – страха несправедливости, страха неудовлетворенной обиды, страха остаться неотомщенным, то есть как бы неискупленным от совершившегося над ним зла. Освобождает оно и межчеловеческие отношения, снимая необходимость обязательно жить желанием возмездия.
К сожалению, зло, прикоснувшись к душе человека, неизбежно оставляет на ней свой след в виде душевной раны. И месть – это желание облегчить собственную боль через нанесение такой же раны обидчику, чтобы так же, как я был уязвлен, стал бы уязвлен и он, и вместе мы бы страдали, а когда кто-то страдает, так же как и ты, то, как будто бы, становится легче. Но результат оказывается иным — зло распространяет свои сети через одного человека к другому и поражает в самое сердце.
В нашей недавней истории есть пример такого прощения. 18 июля Церковь празднует память святой преподобномученицы великой княгини Елизаветы Федоровны – жены московского генерал-губернатора Сергея Александровича, сестры последней русской императрицы Александры Федоровны. Не останавливаясь подробно на ее совершенно удивительной жизни, стоит вспомнить только один ее эпизод. После убийства мужа террористом Иваном Каляевым — убийства, совершенного у нее на глазах, настолько жестокого, что тело ее супруга разметало по всей площади, а она, стоя на коленях, собирала его останки и вещи. После всего этого она нашла в себе силы приехать в тюрьму к убийце своего мужа, передала ему прощение от своего имени и от имени великого князя, оставила Евангелие. А затем написала императору прошение о помиловании террориста. Не желая тратить свои душевные силы на отмщение, Елизавета Федоровна направила их на благотворительность и помощь ближним, основав в Москве Марфо-Мариинскую обитель милосердия.
Но такое прощение, как каждый из нас знает по собственному опыту, неизмеримо сложно. Человеческая природа требует компенсации, по известному принципу «око за око, зуб за зуб». Как говорил Иван Карамазов: «Уж когда мать обнимется с мучителем, растерзавшим псами сына ее, и все трое возгласят со слезами “Прав ты, Господи!”, то уж, конечно, настанет венец познания и все объяснится. Но вот тут-то и запятая, этого-то я и не могу принять. И пока я на земле, я спешу взять свои меры». Окончательный выбор, однако, остается за каждым из нас.

https://vkcyprus.com/articles/2704-blogger-vidyakin

Источник информации «Вестник Кипра»

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.