История Кипра – страны с очень многообразной и древней культурой – не могла не отразиться и на страницах Священного Писания. Палестина находится в непосредственной близости от острова, взаимное влияние и общение совершенно точно должно было иметь место.
ВЕТХИЙ ЗАВЕТ
Для начала заглянем в Ветхий Завет. Пытаясь найти какое-нибудь упоминание о Кипре, мы, к сожалению, ничего не обнаружим. Дело в том, что в Ветхом Завете наш остров называется так, как его называли в то время жители Палестины, а именно – Киттим или Хиттим. Скорее всего, это слово происходит от названия города Китиона (современной Ларнаки, одного из древнейших городов Европы).
Согласно книге Бытия, человек по имени Киттим был сыном Иавана и внуком Ноя. Библейский Иаван считался прародителем греческого народа, о чем свидетельствует и его имя, которое созвучно греческому названию «Иония». Вот что пишет известный еврейский историк I века, Иосиф Флавий: «Киттим, наконец, завладел островом Китимою (он теперь именуется Кипром)… Доказательством верности моего сообщения служит один из городов на острове Кипре; этот город до сих пор сохранил название Китиона, как именуют его те, кто переделал его имя на греческий лад, так что имя его не особенно сильно отличается от слова Киттим».
Киттимская страна описывается как сильное морское государство. Вот что написано в книге Чисел: «Придут корабли от Киттима и смирят Ассура, и смирят Евера; но и им гибель!». А в книге пророка Исайи говорится: «Рыдайте, корабли Фарсиса, ибо он разрушен; нет домов, и некому входить в домы. Так им возвещено из земли Киттийской»
Также Кипр упоминается в 1 и 2 Маккавейских книгах, но авторы вспоминают о нем только в связи с происхождением того или иного героя. То есть мы видим, что Кипр был известен писателям библейских книг, но отношение к нему было не более чем отстраненное.
НОВЫЙ ЗАВЕТ
В другом свете предстает перед нами «остров святых» на страницах Нового Завета. После начала гонений на христиан в Иудее, некоторые из новообращенных бежали на Кипр, где проповедовали Благую Весть среди еврейского населения: «Рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Эллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (книга Деяний апостолов).
В результате проповеди апостолов в Иерусалиме, в христианство обратился некто Иосия, иудей из рода священнослужителей-левитов. Апостолы прозвали его «сын утешения», по-еврейски «Варнава». Именно ему предстояло в дальнейшем особо потрудиться в своей родной стране и стать основателем Кипрской церкви. Варнава сыграл большую роль не только в истории Кипра, но, по сути, и в истории всей Европы. Он отправился в город Тарс, где встретил бывшего гонителя христиан Савла, с которым прибыл проповедовать в Антиохию, а затем в Иерусалим. Именно через Варнаву Савл был принят в христианскую общину и стал великим «апостолом язычников», которого мы знаем под именем Павла, так много сделавшего ради распространения христианства в грекоязычном мире.
Вместе с Варнавой Савл отправляется в миссионерское путешествие, маршрут которого пролегает через Кипр. Прибыв в Саламин (в 6 км от современной Фамагусты), они проповедовали в иудейских синагогах, а затем отправились в Пафос, где в то время была самая большая по численности иудейская община. В этом же городе находилась резиденция римского проконсула, управлявшего островом. Неизвестно точно, каков был их маршрут. Кипрские легенды говорят, что они шли через горы Троодоса (в районе деревни Калопанайотис даже обозначено место, где Савл и Варнава крестили Ираклидия – первого епископа Кипрской церкви). Однако более вероятно, что их путь пролегал по побережью (по крайней мере, так было бы гораздо легче добраться до Пафоса, нежели по горным тропам), а значит, они проходили и через Китион, и через Амафунт и Курион. Впрочем, достоверно мы сказать об этом не можем, так как Священное Писание не дает на это никаких указаний. В Пафосе произошло обращение проконсула и столкновение Савла с еврейским чародеем Бар-Иешуа (подробнее об этом в 13 главе Деяний апостолов).
Собственно, этой историей и ограничивается упоминание острова Кипр в Новом Завете. Однако кипрские предания могут рассказать в ярких подробностях обо всех перипетиях апостольской проповеди в этих краях. Не всегда эти легенды отличаются историчностью, но кипрский колорит они передают в полной мере.
Информацию предоставил информационный партнер Кипрского отделения ИППО газета «Вестник Кипра» https://www.vkcyprus.com/articles/2335-blogger-vidyakin