Интервью председателя Кипрского отделения Императорского Православного Палестинского Общества, профессора Л.А. Буланова с митрополитом Владимирским и Суздальским Евлогием

город Владимир
октябрь 2013

фото

фото

Леонид Буланов: Кипрское отделение ИППО зарегистрированно на Кипре, в городе Ларнака. Наша штаб-квартира находится не далеко от церкви святого Лазаря, ее видно с четвертого этажа. Старая Ларнака в низких строениях, и церковь IX века возвышается над другими зданиями, а впереди Ларнакский залив. Очень красиво!
Древняя Византия почти полностью разрушена турками, и то, что сохранилось, — это Кипр. Он был практически не тронут за счет недоступности монастырей,  таких, как Кикский, Махераский, ну монастырь Ставровуни был достаточно близок, монастырь святой Фёклы и многие другие монастыри. Недаром там одиннадцать памятников под эгидой ЮНЕСКО, церквей X, XI, XII века. Конечно, это целый кладезь, поэтому в 2012 году я предложил Сергею Владимировичу Сахарову заключить  побратимство между Владимиром и Ларнакой, где Императорское Православное Палестинское Общество будет помогать осуществлению этих столь необходимых связей.  Если на Востоке для этого нужно лишь поставить  в известность Министерство иностранных дел, то у нас это намного сложнее: чтобы все получилось, надо поставить в известность Посла, Министерство иностранных дел, Россотрудничество.
Сергей Владимирович  попросил меня организовать побратимство Вифлеема и Владимира, то есть подготовить документы, соединить мэрии, соединить общественные организации, чтобы это произошло. Теперь я написал книгу. Мы отсняли большое количество фотографий на Святых местах. Был и взаимный визит мэра Вифлеема во Владимир на День города, где  присутствовал и я по приглашению мэра Сергея Владимировича Сахарова.
К первой книге было вступление Маршала В.Г. Куликова, к сожалению, ныне покойного. Я попросил его написать вступление, но оно такое советское. Было также написано  вступление Сергея Владимировича Сахарова и мэра Ларнаки Андреаса Луручатиса. Я хотел бы продолжить эту книгу, взять несколько слов у Вас и митрополита Китийского Хризостома. Если Вам нетрудно, прошу Вас сказать несколько слов, оценить с христианской точки зрения всё происходяще. Конечно, в ИППО интересны христианские корни, но речь больше пойдет о Вифлееме, поскольку следующая книга посвящена именно этому городу, хотя издание будет небольшое, около 500 экземпляров.
На церемонии заключения побратимства Вифлеема и Владимира был ваш представитель, отец Сергий Березкин, священник очень высокого уровня. Он нам очень помог, перед подписанием договора служил молебен в храме Рождества Христова. Кипрское отделение помогло устроить визит к Патриарху Иерусалимскому, в Русскую Духовную Миссию к архимандриту Исидору, но, к сожалению, архимандрит Исидор служит уже в Санкт-Петербурге.
Произошло побратимство на очень высоком христианском уровне, было получено благословение Патриарха Иерусалимского Феофила III. Был отслужен молебен для христиан.
Конечно, то, что подписывается договор между мэриями, это, без всякого сомнения, очень важно. Будут поддерживаться культурные связи. В моей новой книге пойдет речь о побратимстве Вифлеема и Владимира, надеюсь, что книга эта будет интересна и  полезна для многих; я думаю, что мы ее загрузим и в интернет и издадим ее, может быть, не один раз.
Владыка, на мой взгляд, нынешний мэр, как никто, постарался связать христиан Кипра, Иерусалима и древней Владимирской земли. Никто из мэров подобного не делал, хотя епархиальная связь существовала и с Грецией и Кипром и со Святой Землей. Как можно  охарактеризовать эту ситуацию и такие прогрессивные действия христинского мэра, ныне возглавляющего город Владимир? Можно узнать Ваше мнение?


фото

Митрополит: Мы деятельность Сергея Владимировича восприняли как что-то новое:  до него не знали таких прорывов, таких  масштабных действий.  Он сумел соединить всё Святое Святых: Палестину, Кипр, Владимир… Владимирский мэр побывал на Святой Земле, сумел  развить столь необходимые связи. Это побратимство можно рассматривать как средство, спасающее страну —  оно  может нас соединять, спасать, помогать  хранить мир, любовь нашу Христову.
У нас  состоялась  встреча с новым мэром Вифлеема Верой Бабун, и отрадно видеть, что в Вифлееме жены выросли вровень с мужчинами, стали настолько сильны, что выступили мэрами. Сознание сегодня, несомненно, другое; в нынешнем мире  ощущается  много тревожного, но в целом замысел Божий не останется невыполненным, и  в конечном счете это побратимство скрепляет и возрождает семя веры — это и прекрасно. Бог благословляет наши связи.  Сейчас во Владимире, как в великом граде России, возникает много новых начинаний — высоких, культурных, благородных. Наши, церковные,  связи с городом, с мэрией тоже крепнут, их можно назвать практичными, христианскими, живыми. Сергей Владимирович — самый частый человек на наших церковных мероприятиях. Вот недавно у нас был большой праздник  -1025–летие  Крещения Руси. Состоялся  большой  Крестный  ход, праздничная служба  князю Владимиру. Сергей Владимирович  это приветствовал, считал всё это высоким, ценным, важным. Он бывает у нас на молениях, праздниках, так что мы чувствуем пульс нового отношения к церкви, к людям, к вере. Нас сегодня действительно может спасти только одна вера. Вера Вселенская, Вера всемирная, Вера Христова.
Я тоже побывал  на Кипре в 1988 году — можно сказать, проездом, но коснулся храмов, и осталась память.


фото

Леонид Буланов: Насколько я знаю, Вы были в Кикском монастыре?


фото

Митрополит: Да, да! Там действительно всё и вся дышит христианством, древностью, апостольскими трудами. Так что смысл огромный в этой связи с Вами, через Вас с Кипром и Палестиной. Дай Бог, чтобы это развивалось.


фото

Леонид Буланов: Зарождение во Владимире христианства в Древней Руси, переход в нынешний Владимир, как исток христианства, и зарождение христианства в Вифлееме, где произошло рождение Христа,  — что значит это сочетание, на Ваш взгляд, для Вифлеема, и для Владимира, и для всех христиан?


фото

Митрополит: Рождение Христово — вечно новое и неисчерпаемое. С него начинается жизнь иная, высокая, разумная,  и связи, о которых Вы говорите, мы, конечно, находим.  И наши связи с Вифлеемом, с мэрией, несомненно, ныне оживают, осветляются. Во всяком случае, это какая-то новая сила в нашей душе, новое настроение в религиозной жизни: ведь без религии нет никакого смысла нигде, ни в чем, никак. Слава Богу, что сейчас это нестестненно, как было в России когда-то. В нашей епархии около 300 храмов, 30 монастырей. Сколько здесь Кипра?


фото

Леонид Буланов: Вот именно, на Кипре, если я не ошибаюсь, около 2000 храмов, а вот монастырей около 30 или 40.


фото

Митрополит: У нас 8 православных гимназий, 5 духовных училищ, из них одна семинария — она располагается в наших стенах (имеется в виду в стенах Владимирского Кремля). Здесь обучаются  наши будущие духовники,мы их здесь воспитываем. И это не говоря о воскресных школах, которые существуют почти при каждом храме. Мы делаем всё, чтобы церковь принимала участие в таком важном деле, как спасение молодежи, спасении тех, кто сегодня  теряет себя. Мы развиваем сейчас все  стороны этой деятельности, но в работе Владимирской епархии есть еще один важный аспект- пробуждение катехизации,  научение народоверию: дело в том, крестились сейчас многие, если не все, но мало кто посвятился. Вот это  маловедение  очень сказывается. Теперь мы  ставим во главу катехизации обстоятельные, серьезные  беседы  и уже не крестим с ходу, с плеча. Некоторые говорят: вот раньше зайдешь в храм,  и тут же тебя крестили – зачем же что-то кроме этого? А потом соглашаются, говорят: верно. Крещение с пониманием — это крещение со светом, здесь всё по-другому. Люди по-другому дышат. И сейчас мы проводим специальные беседы для желающих креститься. Если я служу в церкви, в храме, то делаю обязательную беседу. Вот, например, собираются  человек сто,  я с ними около часа беседую — и сам говорю, и выслушиваю их. Как вы молитесь? Как  веруете? Как  духовно живете?  Все политические трудности мы опускаем, не трогаем их, предлагается заняться  собой, своей душой, добрыми делами. Вы знаете, какой бывает отклик? Очень сильный! Настоятели говорят, что на эти беседы приходят по воскресным дням столько людей,  как чуть ли не на Пасху! А уж беседа с архиереем так и вовсе… Это  значит, люди что-то поняли, это их оживляет, окрыляет. Они, с удовольствием, просто застыв, слушают очень внимательно, и вопросы задают такие редкие. Вот одна говорит:  «У меня внучка спрашивает: « Бабушка, а где мне услышать Бога, я хочу услышать Бога». Я не знаю, как ей ответить. Потом говорю, сейчас зайдем в храм, там будет читать, петь —  это всё Бог». Так ребенок учится любить Божий храм…  Без этого жизнь будет такой скучной, мелкой. Вот это сейчас поднимается и, Слава Богу! Палестина вообще сейчас на высоте, как и всегда, остается Палестиной, да и Кипр…


фото

Леонид Буланов: Корреспондент нашего сайта в 2011 году брал интервью у архиепископа Кипра. Это интервью печаталось во многих научных журналах и в электронном виде на сайтах. Оно было небольшое, но очень емкое. Он сказал, что человек должен быть не только членом церкви, но и активным её участником. Т.е. не только креститься, но и быть активным  участником в жизни церкви. Такие вот он слова сказал, и  они  запали мне в душу.


фото

Митрополит: Да, важно не формально значиться, числиться, а действительно участвовать в жизни церкви! Именно для этого мы сейчас ведем пастырскую форму, чтобы вовлечь людей. Сейчас много таких  приемов, (они конечно не новые в социальном смысле), как подойти к молодежи. Да, это нелегко: ведь наряду с православием есть и  расколы,  и ереси, но это, наверное, спектр жизни. И никогда такого не было, чтобы существовала одна истинная религия. Всегда есть что-то побочное, что-то такое отделяющее. Вот Христос не отвращается от самарянки, он беседут с нею и, видите,  обращает ее всецело. Сама она в каком — то расколе, и Христос с ней садится, беседует и обращает  в истинную веру. Так что, Слава Богу!  — так должны поступать и мы. Какое-то движение, так сказать, налицо, и мы создаем эту ценность не только внутренне, но и масштабно, через выход за границу храма — в мэрию, в город. И так важно, что это осуществляется  именно во Владимире, старейшем русском городе, бывшим когда-то столицей Руси. Москва стала столицей государства позднее, там теперь находятся и многие наши святыни, в частности, икона Владимирской Божией Матери…


фото
Леонид Буланов: Если я не ошибаюсь, в 1297 году владимирцы подарили Владимирскую Божию Матерь москвичам, когда наступали монголы.


фото

Митрополит: Не так чтобы и подарили. Митрополит Киприан московский сделал такое воззвание Владимиру, чтобы икону доставили в Москву в связи с тем, что подступают силы разрушительные. Конечно, владимирцы, может, с болью знали, что прощаются с этой святыней, но всё же они оставили ее в Москве. Это вот сейчас говорят: «Владыка, нельзя ли вернуть икону назад?» Я отвечаю: «Никак. Это эмблема православия России, она всех нас спасает  и действие ее высокое, многовековое. Слава Богу!»


фото

Леонид Буланов: Глубокое уважение к владимирской земле, к каждому христианину,  к Святой Руси, к Святой Владимиро-Суздальской земле, к Вам, как к высокому чину иерархии Русской Православной Церкви. Всегда было уважение к митрополиту Владимирскому и Суздальскому и всегда с большим преклонением верующие превозносили Ваше высокое христианское преднаименование.
Мэр, приехав из Вифлеема и собрав пресс – конференцию, сказал, что для владимирцев открывается теперь путь к паломничеству в Вифлеем. Это  большой прорыв для христиан. На западе это называется религиозный туризм,  у нас принято называть это паломничеством. Так важно, что  светским мэром  осуществлено  продвижение христианской религии.


фото

Митрополит: Служба паломническая. Специально есть такой священник, который осуществляет такие большие  поездки.  Открывшаяся возможность паломничества на Святую землю представляется очень ценным. Это один из видов благодатного сопряжения человека с Богом.   Одна женщина приехала из Иерусалима и говорит: «Владыка, я побывала там, а теперь можно и умереть». Я ей говорю: «Что же Вы так спешите?». Она отвечает: «Да я не спешу, но там такое небо, представьте себе. Здесь я всё читаю, а вот там не исчерпаемы и история, и  Божия благодать!». Так что Вы святым делом занимаетесь.


фото

Леонид Буланов: Действительно, существует такое мнение, что побывав в Иерусалиме и Вифлееме, человек меняется, причем это пришло через века. Архимандрит Капустин был членом ИППО и возглавлял Русскую Духовную Миссию в Иерусалиме. Он приобрел более 200 наделов земли в Иерусалиме, т.е. на Святой Земле. К сожалению, многие наделы были потеряны. Хрущев их продал за четыре миллиона, половину получил апельсинами, т.е. три миллиона получил апельсинами, которые по дороге испортились. Смешная и грустная история! Но вот что-то начинает возвращаться, в том числе и побратимство. Побратимство  идет с русской земли  и зовет к воссоединению. Как Вы думаете, это возрождение к чему оно приведет возрождение этих древних связей, возрастет ли цена христиан, будет ли вера более крепкой или это не сыграет никакой роли?


фото

Митрополит: Да, что Вы! Общаясь, мы только растем, богатеем. Суть бытия- это общение, его надо развивать денно и  нощно, это пища, это сокровище. Мы это видим,  чувствуем и всячески способствуем развитию этих связей.. Очень важно это общение, связь, побратимство.


фото

Леонид Буланов: Здесь открывается путь учебного образования палестинцев, граждан города Вифлеема во Владимирском университете. Т.е. мы будем иметь друзей и русскоговорящих палестинцев, которые получат образование во Владимире. Архиепископ Феофилакт, настоятель Храма Рождества Христова, — русскоговорящий. Это большая редкость среди греков. Он жил более десяти лет в Одессе и достаточно хорошо говорит на русском. У нас много с ним фотографий, он нас благословлял, хотя и сам Иерусалимский Патриарх, мы с ним говорили после официального приема и он сказал, что был во Владимире и что это город  высокого христианского уровня. Ведь он три года жил в России, был представителем Иерусалимского Патриархата в России. Я думаю, что русским христианам в этом отношении  повезло, ибо мэру Вифлеема удалось сделать определенный прорыв.


фото

Митрополит: Я знаю Святейшего Феофила III. Еще когда он был архимандритом, мы были с ним знакомы. Вот видете, куда Господь его поставил, он стал большим человеком. Знает он нашу русскую действительность  и вышел он благодаря России, и прошлому, и настоящему. Ну  конечно, и Палестина и Вифлеем ценят эти связи. Россия ведь содержала, как говорится, весь святой Восток. Туда шло русское золото, и вклады были огромные…


фото

Леонид Буланов: Даже если взять Вифлеемскую Божию Матерь, она была подарена при Елизавете в храм и  истоки ее тоже русские, не говоря уже об  Иерусалимской Божией Матери, которая была написана русской монахиней из Горненского монастыря в Эйн Кареме. Действительно, истоки очень глубокие, связи древние и большие; вспомним хотя бы о Кикском монастыре, в котором императоры сделали весь алтарь,  колокола. Выложили золотом алтарь, отделали сам храм. Русские императоры вложили огромнейшие средства  в монастыри Ближнего Востока,  Иерусалима и т.д.


фото

Митрополит: Русская религиозность, она знаете, потрясает Восток — и не только Восток, но и Запад. Иностранцы приезжают и говорят, мы если едем в Россию, то смотреть не столько  достопримечательности, нет, а именно человека, такого религиозного, и удивляемся: как же в России еще тепло, глубоко верят в Бога, в то время как на Западе вера стынет, храмы начинают пустеть. Люди сейчас в тревоге, они теряют веру, а здесь, в России, это всё остается, здесь живы еще очаги  живой веры.  Слава Богу!


фото

Леонид Буланов: Владыка! Спасибо Вам большое, мы не будем больше отнимать Ваше время, которое очень дорого. Спасибо большое, что Вы столь внимательно и скрупулёзно ответили на сложные вопросы, которые тревожат не только владимирцев, но и всех христиан. Спасибо большое, низкий поклон!


фото

Митрополит: Но я тоже впечатлен тем, что есть люди, как Вы, которые душой болеют о состоянии  связей между Святой землей и Россией, а без них трудно представить, чтобы  что-то  росло и цвело. Если вера будет крепкой, мы будем стоять, а если потеряем эту основу бытия, веру, тогда знаете, возникнет одна тревога.
В связи с  непогодой у нас в России возникли большие проблемы, и Вы знаете, как люди откликнулись на призыв о  помощи:  они собрали по храмам приличные суммы.  Вы знаете, в первый день, когда я обратился к верующим и рассказал о бедах наводнения, людей это очень тронуло. Я сказал: «Сейчас пойдет тарелка, давайте поможем еще и практически». Удивительно, столько люди дали, выгребли буквально всё, что было у них в карманах.  Мы на день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи  совершили всеепархальную молитву. Во всех храмах одновременно совершили литургию, а в монастырях молились ночью. Вот я сегодня приехал из монастыря «Зосимова Пустынь», если Вы слышали  о таком. Там праздновали День памяти преподобному Алексию Зосимову-  того старца, который тянул однажды жребий в храме Христа Спасителя на патриаршество. Этот жребий выпал, как Вы знаете,  на патриарха Тихона, из трех выпало Тихону. И вот ночью мы совершили молитву, а утром мне говорят: «Вот, Владыка, ночью Вы молились, а с утра — солнце. Видите, Бог, как никто, слышит нас, лишь бы мы молились, даже наперед. Еще может, мы и просьбу до конца не выскажем, а он уже подаёт то, в чем мы нуждаемся. Слава Богу!»

В конце интервью митрополит Владимирский и Суздальский Евлогий показал Леониду Алексеевичу Буланову музей Владимирской епархии.

Запись опубликована в рубрике Статьи в прессе. Добавьте в закладки постоянную ссылку.