Паломничество в монастырь Махерас на острове святых Кипр.

Председатель кипрского отделения ИППО — Буланов Л.А.

23 октября кипрское отделение ИППО во главе с председателем отделения Булановым Л.А. и членом кипрского отделения Лазарем Папулидисом совершили паломничество в Святой царский ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Мареха, в один из самых значительных действующих православных монастырей на Кипре. Исторический монастырь Богородицы Махера расположен недалеко от Никосии, в живописных горах Троодоса.

Председатель кипрского отделения ИППО — Буланов Л.А.

Участники паломничества набрали святой монастырской воды из источника, поклонились иконе Божьей Матери Махера (Махериотисса), купили несколько икон в монастырском магазине.

Член кипрского отделения ИППО — Лазарь Папулидис

Монастырь Махерас побратим с Ватопедским монастырем и придерживается строгого, афонского, монастырского устава.
Краткая история монастыря.
Монастырь был построен на высоте 870 м над уровнем моря на склоне горы Киони (ее высота 1423 м) среди густого соснового леса. Это уединенное место словно создано Господом для молитвы и жизни отшельников.
Название обители-Святой царский ставропигиальный монастырь Пресвятой Богородицы Махера. Царским монастырь называется потому, что византийский император оказал помощь при его строительстве. На закладной камень был возложен крест поэтому монастырь называется ставропигиальным. Это означало, что монастырю гарантировалось право самоуправления. На Кипре существуют еще два таких монастыря: Киккский и святого Неофита-затворника.

Относительно названия монастыря «Махера» есть несколько преданий. Одно из них гласит следующее. В XII веке, когда берет свое начало история обители, монах-отшельник по имени Неофит, живший в Палестине, перебирается из-за набегов сарацин на остров Кипр. Вместе со своим послушником Игнатием он поселяется в монастыре св. Иоанна Златоуста в Кунцовенти, что в горах Пентадактилос, оккупированных сейчас Турцией. Ежедневно видя оттуда необъяснимое чудесное свечение в горах Махера, Неофит и Игнатий отправляются разузнать поподробнее, что же это такое . Уже вблизи они увидели, что свет исходит от пещеры, где находится икона. Но проникнуть вовнутрь не было возможности :вход в пещеру густо порос кустарником. Согласно преданию, неподалеку они нашли нож и услышали глас Богородицы, призывавшей их расчистить вход в пещеру. Сделав это, отшельники вошли вовнутрь и обрели икону с ликом Богородицы. Впоследствии эта икона и получила название «Махериотисса», а построенный позже монастырь стал называться монастырем Панагии Махера. Среди всех названий обители, встречающихся в русских источниках: Махера, Махерас, Панагия Махера, Богородица Махера, Божия Матерь Махера, Махериотисса и т.д..

Трехнефовая церковь, сохранившаяся до наших дней, была построена между 1892 -1900, заменив собой прежнюю, сожженную до тла. Резной деревянный иконостас относится к 1919 году. Церковь окружена различными службами, принадлежавшими монастырю. Весь комплекс представляет собой квадратную площадь. Вышеупомянутые службы были построены после 1892 года. Крытые монастырские аркады достигают 19 метров в высоту и относятся к 1900 году.
Примерно в 1172 году двое монахов посетили Константинополь и попросили о поддержке императора Мануила Комнина в год по 50 монет для возведения на горе монастыря.
По возвращении монахи построили часовню в честь Богородицы и кельи. По завершении строительства монастыря умирает монах Прокопий, оставляя Игнатия и двух других монахов, пришедших в скит. После смерти Игнатия отцом-настоятелем монастыря становится Нил. Он построил церковь, увеличил количество монашеских келий и возвел стены.

Позднее количество монахов сильно увеличилось. Они были пастухами, земледельцами, пекарями, виноделами, медниками, пахарями и т.д.
После Нила настоятелем стал Иоаким. В 1340 королева Алисия, жена короля Франка Хуго IV, была исцелена после того, как приложилась к распятию. Согласно летописцу Леонтию Махерасу, тремя годами ранее в 1337 году, Алисия была наказана Богоматерью за то, что ворвалась в монастырь и зашла в церковное святилище. В 1385 году король Джеймс I провел 39 дней в монастыре вместе со своей женой Элоизой. В 1393 году, когда на Кипре распространилась эпидемия чумы, король Джеймс, его жена и двор вновь на долгое время расположились в монастыре.

Согласно надписи, сделанной на камне, монастырь Махерас был полностью уничтожен в 1530 году пожаром и спасена была только икона Божьей Матери. Это происшествие положило начало великому пробелу в судьбе монастыря, последующие сведения о котором относятся к XVII веку. Леонтий был новым отцом-настоятелем, собиравшем деньги на реставрацию и в 1697 году была отремонтирована монастырская церковь. Его приемник неизвестен, в 1720 году отцом-настоятелем стал Парфений арабского происхождения. Парфений приехал на Кипр в очень раннем возрасте. Он выучил греческий язык и позже стал монахом в монастыре Махераса.
Согласно Архимандриту Киприану, Парфений восстановил монастырь, добавив к нему множество других служб, виноградников и прочих земель. В 1760 году монастыря обладал всеми привилегиями. Парфений умер в 1766 году и его приемником стал Иоанникий II, который продолжал вести реставрационные работы. В 1873 году он послал архимандрита и казначея монастыря вместе с дьяконом Киприаном, который в последствии станет Кипрским Архиепископом, в Молдовлахию для сбора податей. В 1794 году с той же целью в Молдовлахию была отправлена вторая экспедиция. В 1795 привилегии монастыря были заново оглашены Патриархом Константинопольским Герасимом III. В 1796 году приемником Иоанникия стал Герман, который занимал этот пост до 1827 года. Герман способствовал выплате большей части долга монастыря. В момент его назначения отцом-настоятелем долг монастыря исчислялся в 48000 грошей, а к моменту его смерти сократился до 15000 грошей. Между 1843 и 1848 Каллиник I стал отцом-настоятелем и затем его сменил Иезекииль. В 1857 году Иезекиилю пришел на смену Каллиник II, пробывший до 1868 года. Приемником Каллиника II был Христофор. Ему на смену в свою очередь пришел в 1892 году Игнатий II, который занимал этот пост, вплоть до 1900 года.

5 сентября 1892 года пожар, произошедший на свечном складе вновь до тла сжег монастырь Махерас. Монахам удалось спасти его сокровище — икону. Митрофан стал отцом-настоятелем монастыря с 1900 по 1937 год. С 1937 года, когда Митрофан сложил свои полномочия, и до 1948 года должность оставалась вакантной из-за законов, введенных британскими властями после беспорядков 1931 года. Архимандрит монастыря Григорий пребывал в качестве отца-настоятеля. Григорий сложил с себя полномочия в 1948 году и на его место был назначен Ириней. Он занимал этот пост до 1960 года, пока его не сместил Священный Синод. Иринея сменил Ирпидий, занимавший пост до 1964 года. С того дня и до 1987 года Архимандрит Дионисий занимал пост отца-настоятеля монастыря.
Решением Святейшего Сенода Дионисия заменил Архимандрит Харитон в 1987 году.
Работа по переписке книг Эклизиаста велась в монастыре Махерас с XVII века. Большинство отцов-настоятелей также принимало участие в этой работе. Также в монастыре функционировала переплетная мастерская.
Во Франкский период монастырь Махерас имел много зависимых провинций и огромные земельные владения, пожертвованные верующими. Монастырь сыграл важную роль во время четырехлетней вооруженной борьбы 1955-1959 годов. Существует особая связь между монастырем, героем Григорием Афксентиу и его жертвоприношением в своем убежище, которое находится неподалеку от монастыря. Он был опорой религиозного и национального самосознания. Он был важным центром оказания медицинской помощи и поддержки населению. Во время османской оккупации, в монастыре располагалась греческая школа.
Во времена турецкого владычества монастырь подвергался сильным гонениям. Насилие резко возросло в июле 1821 года, которое ознаменовалось кровавой резней греков на острове, учиненной турками. Герман, который в то время был отцом-настоятелем монастыря, был одним из немногих церковных служителей, который с огромными трудностями спасся от этой бойни. Турки конфисковали большую часть собственности монастыря, что значительно увеличило его долг.
Монастырь Махерас привлекает как туристов, так и местное население. Многие из посетителей посещают близлежащие леса, чтобы приблизиться к природе в этом тихом месте. Дорога, ведущая в Капедис и монастырь Махерас проходит через лес Махерас.
Информацию предоставил председатель кипрского отделения ИППО
Буланов Л.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.