Рождество Пресвятой Богородицы.


Двадцать первого сентября православные верующие празднуют Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Этот праздник установлен Церковью еще в IV веке и празднуется, как день всемирной радости.
Праздник Рождество Пресвятой Богородицы — первое событие, связанное с Евангелием, вспоминаемое в наступившем новом церковном году (14 сентября), первый из двенадцати главных церковных праздников. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, представленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова — явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа и милосердной Заступницей верующих.
Из Евангелия мы узнаем только основные, самые главные события жизни Богородицы, но там не сказано ни об обстоятельствах Её рождения, ни о дальнейшей Её жизни. Эти подробности доносит до нас церковное предание, то есть древние сказания, церковно-исторические сочинения, тексты церковной службы. Родителей Пресвятой Богородицы, Иоакима и Анну, Церковь называет «богоотцами». Иоаким был потомком царя Давида, Анна происходила из рода первосвященника Аарона. Они вели жизнь праведную и благочестивую. Предание говорит о том, что для себя они оставляли только третью часть доходов — остальное раздавали нуждающимся и жертвовали на храм. Достигнув преклонных лет, супруги оставались бездетными. Следует сказать, что бесчадие считалось в еврейском народе наказанием за грехи, и потому Иоаким и Анна терпели несправедливые обвинения в тайных грехах. И когда Иоаким в один из праздников пришел в храм для принесения жертвы Богу, первосвященник отказал ему, поскольку Иоаким «не создал потомства для Израиля».
Потрясенный Иоаким ушел в пустыню, где провел несколько дней в молитвах, а жена его Анна дни напролет молилась дома. И почти одновременно им обоим было видение Ангела, который возвестил: «Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем Мире». В великой радости встретились Иоаким и Анна у Золотых ворот Иерусалима, обняли друг друга и обрели покой в своем доме.
Вскоре Анна зачала, а после положенных девяти месяцев родила девочку, Её назвали Марией (как и велел Ангел). Согласно преданию, Дева Мария была рождена в доме Иоакима и Анны в северо-восточной части Иерусалима. На этом месте позднее был построен монастырь Святой Анны, под зданием которого сохранилась пещера, бывшая когда-то частью дома родителей Богородицы.
Счастливые родители дали обет посвятить своего ребенка Богу. И потому в возрасте трех лет Марию отдали в Иерусалимский храм на воспитание и служение.
Первый храм в честь Рождества Богородицы был построен по приказу Святой Равноапостольной Царицы Елены.

Иконография.

На иконе Рождество Пресвятой Богородицы показано счастье, с которым наша Заступница пришла в наш мир. Перед этой иконой можно просить Божию Матерь о спасении наших душ, по которым Царица Небесная будет просить Своего Сына о Его милостях к нам.
Перед этой иконой нужно просить Богоматерь о рождении детей, особенно, когда Бог долго не дает ребенка в семью, но в этом случае очень хорошо помогают молитвы перед иконой родителей Святой Девы, праведных Иоакима и Анны. Празднование этих святых приходится на 22 сентября, следующий день после Рождества Богородицы.
Икона Рождества Матери Божией, вводит нас в семью Иоакима и Анны.
В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питье. Изображение служанок, является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорожденной. И все эти домашние подробности, становятся частью святыни, причастными к общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением к встречи Великого Царя.
На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, а спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы по существу является самым важным изображением иконы. В этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно — полнота смирения.

Храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках, возвели в середине  XVII века. Известно, что нынешний храм возник на месте более раннего уничтоженного пожаром. В воссоздании нового храма внес свою лепту царь Алексей Михайлович. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках стала первым русским храмом, один из престолов которого освятили в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина».
Стены храма выложены специальным формованным кирпичом в стиле «русского узорочья». Они покрашены в белый цвет.
Внутри храма имеются небольшие фрагменты настенной живописи XVII века, однако в основном росписи выполнялись уже в 1990-е годы.
До наших дней сохранилась возведенная на рубеже XVII—XVIII веков центральная колонна. С западной стороны на ней изображен святитель Николай Мирликийский, с северной — святой Пантелеймон, с южной — блаженная Ксения Петербургская, а с восточной — преподобный Сергий Радонежский.
Вход в придел иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» расположен слева. Придел мученика Феодора Тирона находится справа.
Из пребывающих в храме святых образов, список иконы Божией Матери «Всецарица» («Пантанасса»). На ней изображена Богородица, восседающая на троне в окружении архангелов с Младенцем Иисусом на левой руке. Первая на Руси подобная икона датируется XVII веком.

Народные приметы

21 сентября – вторые Осенины, день Рождества Пресвятой Богородицы. Праздник называли по-разному: Малая Пречистая, Госпожинки, Спожинки, день луковой слезинки.
Рано утром женщины и девушки выходили к берегам рек, озер и прудов встретить матушку Осенину овсяным хлебом и киселем. В сознании русского человека ее образ сливался с образом Богородицы, посему обращались к ней: «Богородица Пречистая, избави от маеты, надсады, от других отведи, мое житие-бытие освети!»
Спожинки (Госпожинки) — праздник урожая. Спожинки справлялись с давних пор и длились целую неделю. Чем урожайнее было лето, тем продолжительнее праздник, отмечаемый хождением в гости, широким хлебосольством. Обязательным считалось приглашение молодых к родителям. Нередко внуки оставались у бабушки с дедушкой на несколько дней после праздника.
По обычаю, в этот день все родные и знакомые ходили в гости к новобрачным, чтобы «поучить их уму-разуму». Молодая хозяйка готовила особый круглый пирог: «К нашей хлеб–соли милости просим!». После сытного обеда молодая хозяйка показывала дом, а молодой хозяин двор, амбар, сарай, сад.
С 21 сентября считалось, что всякому лету – конец. Осень вступила в свои права.
Вторые Осенины соединяют два праздника: земной и духовный. По своей земной сути – это праздник урожая, сопровождающийся играми и песнями, а по своей духовной – день рождения Девы Марии, Матери Иисуса Христа.
В этот день обновлялся в избах огонь – старый гасили, а новый зажигали. Считалось, что если так поступить в этот день, то все болезни и неприятности останутся в прошлом. С этого дня жизнь человеческая начинает новый круг, который продлится один год. Такие круги начинались каждую осень именно в этот день.
В день Рождества Богородицы крестьяне обычно с утра шли в церковь на молебен, а потом отправлялись к родникам помолиться Пресвятой Деве.
С Рождества Богородицы — луковая неделя, женщины убирают лук. Убирают ульи с пасек.
Если на дворе в этот день хорошая погода, то и вся осень будет ласковой и солнечной. Но если пойдет дождь, то готовь резиновые сапоги.

Автор текста председатель кипрского отделения ИППО Буланов Л.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.