Уроки лингвистики от самого Гомера!


Конечно, всем знакома «Одиссея» (по-­гречески Οδύσσεια) – эпос о царе Итаки, хитроумном Одиссее, и его жене Пенелопе, имя которой стало символом супружеской верности.
Отправившийся на Троянскую войну Одиссей отсутствует около двадцати лет. Его считают погибшим, и в его доме к Пенелопе собираются многочисленные женихи – числом более ста. Однако, то отчаиваясь, то снова веря, что он вернется, она хранит верность Одиссею.
В этой истории с женихами речь идет не столько об их пылкой любви к Пенелопе, сколько о любви к власти. Фактически, на острове зреет переворот. Женихи желают занять место царя на троне, и потому держат Пенелопу и ее сына Телемаха заложниками в их собственном дворце, весело проводя время, растрачивая царские запасы и ожидая лишь формального согласия на свадьбу. По внушению Афины Пенелопа обещает стать женой того, кто победит в стрельбе из Одиссеева богатырского лука. Как раз в это время наконец-то возвращается и сам Одиссей. Он убивает всех женихов из своего лука.
Первыми погибают четыре самых настойчивых жениха (сегодня их бы назвали лидерами) по имени Антиной (Αντίνοος), Эвримах (Ευρύμαχος), Амфином (Αμφίνομος) и Агелай (Αγέλαος). Случайно ли то, что первым он убивает именно их? Давайте подробнее рассмотрим их имена и попробуем, исходя из их значения, расшифровать их как символы.
Антиной (Αντίνοος). Αντί-νοος (αντί – против, νους, νόηση – ум, логическое мышление). Противостоящий логике. Призывающий не думать, не размышлять. Не ту ли самую функцию выполняет сегодня телевидение и большинство других средств массовой информации? Отупляющую. Есть даже выражение: «тупить в телефон», «тупить в телевизор» – тупо внимать, ни о чем не думая, не анализируя. Случайно ли то, что Одиссей убивает Антиноя, проткнув ему копьем горло – орган речи, чтобы не давать более вещать и отуплять народ?
Эвримах (Ευρύμαχος – «широко борющийся», от слов ευρύς – широкий и μάχη – битва), наиболее сладкоречивый и лицемерный из них. В борьбе за свои цели не брезгует никакими средствами. Опасный и бесстрашный наемник, готовый служить как своему господину, так и его врагам.
Амфином (Αμφίνομος – «двоезаконный», от слов αμφι – оба, двойной, и νόμος – закон). Человек, использующий закон и так, и этак. Лицемер, умный и хитрый, который всегда может истолковать и применить закон так, как ему выгодно. «Закон – что дышло: куда повернешь, туда и вышло». Этакий купленный адвокат, прикрывающий грешки своего начальника.
Агелай (Αγέλαος – «Ведущий народ», от слов άγω – вести и λαός – народ). Народный лидер. Обаятельный, но лживый политик.
Да, действительно хитроумным был Одиссей! Знал, как спасти свой народ от наваждения. От четырех главных зол. От лидеров, призывающих к отсутствию мышления, борющихся любыми методами, злоупотребляющих законами, ведущих за собой безмолвные массы. А уже истребив Антиноя, Эвримаха, Амфинома и Агелая, расправиться с остальными паразитами оказалось раз плюнуть!

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.