Русские святые


Второе воскресенье после праздника Троицы посвящено памяти всех русских святых. Это празднование – продолжение Пятидесятницы. В тот день на Церковь обильно излился Святой Дух, который являет себя в подвиге святых. Невозможно в одной статье рассказать обо всех святых земли Русской поименно. Неверно было бы также выбрать для подробного рассказа и некоторых из них, так как это было бы слишком субъективно. Поэтому давайте лучше поразмышляем о святости как таковой.
Как писал классик английской литературы Клайв Стейплз Льюис, «в мизинце великого святого хватит радости, чтобы оживить всю стенающую тварь». День памяти русских святых, который в этом году приходится на 18 июня, вселяет в наше сердце великую радость о наших соотечественниках, достигших больших высот Духа.
Святые гораздо больше похожи на нас, чем нам часто кажется. Мы готовы представлять себе подвижников веры, как неких полубогов, наподобие древнегреческих героев, которые превосходили простых смертных своей силой, ловкостью и сноровкой. Наверно, так происходит оттого, что, как нам кажется, мы никогда в своей жизни святых не видели (на самом деле видели, только сами этого не поняли – подробнее об этом дальше). А еще оттого, что многие жития древних святых были составлены по определенному шаблону, который был задан самим жанром. Из-за этого мы часто упускаем из виду, что святые были обычными людьми, такими же, как мы.
Из этого следует, во-первых, что и каждый из нас может стать святым, для этого вовсе необязательно иметь «полубожественное» происхождение. Святость доступна нам. Во-вторых, присмотритесь к тем, кто нас окружает. Очень часто мы не можем разглядеть человека за тем слоем стереотипов, которые сами же на него и «приклеили». Говорим, что он такой или сякой, а на самом деле все обстоит иначе. И совсем уж обидно не разглядеть чужой святости. Но бывает и другая крайность – святость приписывать тому, кто лишь прикидывается праведным. Опираться на внешние критерии в этой сфере – очень ненадежно.
Есть и еще один важный аспект этой темы. В посланиях апостолов верные постоянно называются святыми: «приветствуют вас все святые», «братия святые», «со всеми святыми по всей Ахайи» и т. д. И это было не просто формальным обращением к христианам, которое ничем не подкреплялось (как в советское время, когда далеко не каждый был другому товарищем). Это было одновременно и призвание, и констатация факта. Но это вовсе не означало, что первые христиане все как один совершали аскетические подвиги и творили чудеса. Это означало их самоощущение, уверенность и надежду – они святы, так как их освятил Христос. И в силу этого они и должны вести святой образ жизни. «Будьте святы, ибо Я свят», – говорит Господь в Священном Писании.
То есть мы все святы святостью Господней. Об этом говорит хотя бы тот факт, что христиане причащаются Тела и Крови своего Бога, таким образом соединяясь с ним. Можно ли достойно подготовиться к этому моменту? Едва ли. Несоизмеримо наше земное бытие и божественное. Но сам Господь освящает нас, делает нас достойными и призывает к себе.

https://vkcyprus.com/articles/4214-blogger-vidyakin

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.