Искушения Христа

215b0c0ff1b5b021419054da81670a19_L
В прошлой статье мы вспоминали о событии крещения Господня, о его смысле и тех обычаях, которые связаны с этим праздником. Сегодня пришло время поговорить о том, что, согласно Евангелиям, случилось дальше. Сразу после омовения в водах реки Иордан, Иисус удалился в пустыню, чтобы пройти искушение от диавола. И хотя это событие никак не отражено в церковном календаре, но его смысл и значение очень важно понимать, чтобы открыть для себя и сущность христианства.
Рассуждая о крещении на Иордане, мы упоминали, что оно стало началом общественного служения Иисуса. Это вполне справедливо, но началу проповеди предшествовало также сорокадневное пребывание Иисуса в пустыне недалеко от реки Иордан. Почему именно в пустыне? Дело в том, что пустыня, будучи пространством уединения, далеко отстоящим от цивилизации, считалась, с одной стороны, местом особой встречи с Богом, с другой стороны – местом обитания темных сил. Иными словами, в пустыне, находясь наедине с собой и вдали от мира, человек особо чувствовал влияние духовных сил – и добрых, и злых.
В пустыне Иисус постился, то есть через физическое воздержание упражнял Свой дух, подготавливая Себя к началу исполнения своей миссии. В момент крайнего физического и духовного напряжения Иисус проходит три искушения. Сатана поочередно предлагает Ему три варианта, три пути, по которым Он может пойти для того, чтобы достигнуть успеха в проповеди.
Вначале сатана предлагает Иисус утолить голод, причем сделать это чудесным образом: «Скажи, чтобы камни эти сделались хлебами». Расчет сатаны (по крайней мере, с точки зрения развития сюжета) вполне понятен – голодный человек в первую очередь думает о пище. Но дело не только в этом. Забота о куске хлеба – основная повседневная забота каждого, ради удовлетворения которой приносится много сил и времени. Тот, кто даст людям пищу в большом количестве, и при том бесплатно, сразу станет народным героем.
Иисус отвечает диаволу словами, впоследствии вошедшими в пословицу: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих». Таким образом, Иисус утверждает приоритет духовного над материальным. Наш подлинный, насущный хлеб – это слово Божие. Жизнь человека не сводится к удовлетворению своих физических потребностей. Немного отступим в сторону и приведем характерный пример: греческое слово «антропос» (человек) в переводе означает «смотрящий вверх». Животные смотрят себе под ноги в поисках пропитания, человек же устремлен ввысь. Недаром один из главных возгласов на литургии — «горе имеем сердца» (т. е. «ввысь устремим сердца»).
После этого диавол переносит Иисуса (возможно, в некоем видении) на крышу Иерусалимского храма и предлагает спрыгнуть вниз, зная, что с Ним ничего не случится. В подтверждение сатана приводит стих из 90-ого псалма: «Ибо ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих. На руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею». На толпу народа такой трюк произвел бы очень большой эффект. Проповедник, творящий чудеса на глазах у всех, очень быстро завоевывает себе поклонников. На это искушение Христос отвечает словами: «Не искушай Господа Бога твоего».
Третье искушение уже не так изысканно, как предыдущие. Диавол открыто предлагает Иисусу поклониться ему в обмен на земную славу и величие. Иисус же выбирает служить Господу Богу.
Диавол предлагал Христу три беспроигрышных возможности собрать вокруг себя большую толпу последователей: с помощью материальных благ, с помощью трюка и через прямое служение сатане, князю мира сего. А почему, собственно, Иисус не пошел этим путем? Ответ прост. Бог не ищет способа совершить «дешевый трюк», который произведет среди людей фурор. Господь ищет сердце человека, его свободный выбор не по необходимости, а по любви.
Точно также Иисус не ищет политической власти и господства. Он пришел не ради того, чтобы устраивать революцию или поразить своих современников теориями об идеальном государстве. Он принес нечто большее – весть о том, что подлинное Царство не от мира сего и живет оно совсем по другим законам. Поэтому апостол Павел называет христиан «согражданами святым». А автор послания к евреям выражается еще более поэтично: «Ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего».
Читая этот евангельский рассказ, важно задуматься о том, как в нашей духовной жизни мы отвечаем на те вызовы, на которые Иисус отвечал в пустыни. Что для нас главное в духовной жизни? Не основана ли наша духовная жизнь на вере во что-то впечатляющее (например, в благодатный огонь и подобные чудеса)? Или на простом удовлетворении своих потребностей? Или на собственных амбициях? «Чадо, дай мне твое сердце» – говорит Бог в Ветхом Завете. Во всех евангельских рассказах о чудесах на первом месте стоит вера того, кто приходит за чудом. В ответ на эту веру Бог и совершает знаменье.
Информацию предоставил «Вестник Кипра»

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.