Паломничество по церквям и монастырям Суздаля.

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор Буланов Л.А. и секретарь кипрского отделения ИППО Плешакова Н.А. совершили паломничество в Суздальский Кремль.
Ядро архитектуры кремлевского комплекса составляют три главные постройки: Рождественский собор, Архиерейские палаты и Никольская церковь.
Рождественский собор.
Рождественский собор по дате основания (начало XI века) считается самым древним зданием населенного пункта. Оно являет собой величественное белоснежное сооружение, синие купола которого видны туристам из любого уголка Суздаля. Первоначальный вариант храма возводился в 1223 -1225 гг. — при князе Всеволоде, более известном под псевдонимом Большое Гнездо, расписывался же он византийскими мастерами. Согласно летописи, в 1440-х гг. купола собора обрушились и лишь в 1532 г. указанием Василия III он был восстановлен. При многочисленных реконструкциях, происходивших в 90-е гг., реставраторы руководствовались именно тем внешним видом, который собор приобрел в XVI столетии.
Единственным и главным отличием стала замена прежних сводов на купола луковичной формы, украшенные позолоченными звездами на синем фоне. Рождественский собор поражает уже с момента входа: посетителей встречают так называемые «златые врата», удивительный по технике исполнения образец искусства — это огневое золочение по черненой меди. Некрополю уделено особое внимание, он является усыпальницей для ряда поколений суздальских князей. Помимо Шуйских и Вельских, здесь захоронены суздальские архиепископы и митрополиты, а первые его погребения принадлежат сыновьям князя Юрия Долгорукого.
Внутреннее убранство храмового комплекса — это настоящий музей древнего русского искусства. Невероятной величины пятиярусный иконостас завораживает и заставляет рассмотреть его в мельчайших подробностях. Паникадило, помещенное в центре, увековечивает в себе два образа — князя Шуйского и женский облик с распущенными волосами. Отдельной достопримечательностью храма можно отметить колокольню, куранты которой украшены древнерусскими цифрами.
Архиерейские палаты.
В западной части Суздальского кремля возвышается массивное здание архиерейских палат. Этот комплекс сооружений строился на протяжении XV — XVIII вв. и нес предназначение жилых помещений для церковных служителей Суздаля. Палаты отделены от собора: с одной стороны, небольшой стеной с входными воротами, с противоположной — земляными возвышенностями. В их число входят хозяйственные здания, жилые, а также трапезные постройки. Отдельно стоящие строения к концу XVII столетия были соединены между собой различными крытыми переходами.
Основным зданием этого ансамбля является Крестовая палата, построенная в том же веке для великосветских раутов, ее площадь превышает 300 кв. м. В ее стенах зачитывались церковные указы, рассматривались челобитные, давалось благословение. Сейчас в зданиях архиерейского двора размещена экспозиция икон в количестве 56 единиц. Выставка занимает три зала Благовещенского собора. Образы привезены сюда с монастырей Суздальского района в частности и Владимирской области в целом. Одна из самых известных икон изографа Симона Ушакова «Богоматерь Владимирская» выставлена здесь и завершает осмотр экспозиции.
Помимо выставки церковных картин, в палатах размещены также Детский музейный центр, древнерусская живопись, экспозиция «История Суздаля» и, что тоже довольно-таки любопытно для туристов, хранятся древние географические карты. Особого внимания заслуживает и единственная в России Иорданская сень XVII века. Она представляет собой деревянную конструкцию в виде шатра, устанавливаемую на реке Каменке в честь праздника крещения.
Никольская церковь.
Западную часть кремля украшает ещё одно из основных его строений — Никольская церковь. Храм этот является примером того, какой простой и в то же время изящной и красивой может быть деревянная конструкция. Он внесен в список памятников деревянного зодчества Владимирской области.
В Кремле до настоящего времени сохранились некоторые крепостные валы и рвы, у которых расположены три церкви построек XV столетия: Успенская, Никольская и Христово-Рождественская. Последняя привлекает внимание тем, что считается единственным «теплым» храмом на территории Кремля. Её отличает простота и непритязательность исполнения, другими словами — это повторенный в камне сруб избы с обычной двускатной крышей.
Кремль города Суздаль — это поражающая своей красотой музейная галерея с большим количеством прекрасных выставок, посвященных истории суздальской земли и её известным людям. Здесь хранятся истинные сокровища древнерусского искусства, полученные из монастырей и храмов, созданные старинными художниками и мастерами. На его территории расположились удивительные историко-архитектурные объекты, относящиеся к разным временам и эпохам. Рождественский собор входит в культурный список ЮНЕСКО, а комплекс Архиерейских палат — во Владимирский музей-заповедник.
К Кремлю относятся также и церкви у крепостных валов — Успенская, Никольская и Христорождественская. Успенская церковь находится на территории, на которой во второй половине XV в. располагался двор великого князя Ивана III. В описи города Суздаля 1617 г. церковь значится деревянной, но после сильного городского пожара в 1650 г., церковь восстанавливают в камне. Во второй пол. XVII в. – нач. XVIII в. церковь, вероятно, перестраивают, т.к. ее нижняя и верхняя часть имеют формы, характерные к разным эпохам в строительстве. Успенская церковь — одна из редких в Суздале представительниц московского, или нарышкинского барокко.
Главной святыней Успенской церкви являются мощи Святителя Арсения Элассонского-Суздальского.
Родился в Греции в семье священника.
В 1585 г. по наставлению Патриарха Феолипта II отправился с посольством в Москву, чтобы поминуть душу ушедшего из жизни царя Иоанна IV Васильевича Грозного. На обратном пути Арсений остановился во Львове, где остался, возглавил в качестве ректора высшую братскую школу, в которой около двух лет преподавал греческий и церковнославянский языки, а также руководил написанием греко-славянской грамматики, напечатанной в 1591 г. под названием «Адельфотес. Грамматіка доброглаголиваго еллинословенскаго языка. Совершеннаго искуства осми частей слова. Ко наказанїю многоименитому Російському роду».
В 1588 г. Арсений Элассонский сопровождал патриарха Иеремию II по пути в Москву, где они вместе вели переговоры о введении в России Патриаршества.
В 1589 г. в Успенском соборе Арсений принял участие в избрании Патриарха всея Руси, в том числе и доставил акт избрания царю. Также участвовал при рукоположении святого митрополита Иова в Патриарха.
Во время прощального приема просит у царя Федора Ивановича разрешения остаться в России. Получив разрешение от царя оставаться в Москве, Арсений поселился недалеко от царского дворца в Кремле.
В 1597 г. Арсений стал архиепископом Архангельского собора в Московском Кремле.
В 1599 г. царь Борис Годунов пожаловал архиепископу Архангельскому земли в Боровском, Клинском и Московском уездах. Арсений на получаемые с этих земель доходы построил несколько храмом в Москве, в том числе церковь во имя Чуда архистратига Михаила в московском Андрониковом монастыре. В течение последующих лет Арсений постоянно выделял средства на строительства новых храмов и церквей в Подмосковье.
Во время смуты Арсений принимал участие почти во всех происходивших государственных переворотах. Он принимал участие в венчании Лжедмитрия I на царство (30 июля/9 августа 1605 г.), в том числе лично возложил на него шапку Мономаха. Также архиепископ Архангельский принимал участие в короновании Марины Мнишек (8/18 мая 1606 г.), жены царя-самозванца.
Присутствовал при расправе с Лжедмитрийем I и избрании нового царя — Василия IV Иоанновича Шуйского (1 июня/11 июня 1606 г.). При нём же появился и Лжедмитрий II.
Во время пожара в Кремле Арсений тоже пострадал, огонь добрался и до его дома.
В Смутное время, после ареста поляками патриарха Гермогена в мае 1611 г., Арсений Элассонский возглавил православное духовенство в Москве, в качестве главы которого вёл переговоры с королем Сигизмундом III.
В конце 1612 года, считается, что ему явился образ преподобного Сергия Радонежского, предсказавший конец российских бедствий в ближайшем времени. Явление преподобного чудесным образом исцелило Арсения от тяжелой болезни. В конце года Арсений со всем московским духовенством встречал у Фроловских (Спасских) ворот Кремля русское войско Дмитрия Михайловича Пожарского со спасенной им от поругания иконой Владимирской Божией Матери.
В мае 1613 года он встретил Михаила Феодоровича Романова с его матерью и сопроводил их до царских гробниц, где отслужил молебен. Его же подпись поставлена на грамоте об избрании нового царя Михаила Феодоровича, в венчании которого Арсений также участвовал.
11 июля 1613 г. вместе с князем Д.М. Пожарским участвовал в церемонии венчания на царство Михаила Фёдоровича Романова.

В 1613 г. он стал архиепископом Тверским и Кашинским, с сохранением титула архиепископа Архангельского.

В 1615 г. был назначен на Суздальскую кафедру, где получил титул архиепископа Суздальского и Тарусского. После этого он был освобожден от служения в Архангельском соборе, поэтому титул архиепископа Архангельского потерял.
В 1620 г. архиепископ Суздальский святитель участвовал в постановлении «О крещении латынь и о их ересех».
В 1625 г. Арсений принимал участие в расследовании о чудесах иконы Казанской Богоматери, перенесенной из Николо-Шартомского монастыря в храм Воскресения Христова в Суздале. Чудеса подтвердились и 23 ноября было установлено празднование в память перенесения иконы в Суздаль.

В 1625 г. Арсений Элассонский скончался и был погребен 29 апреля 1625 г. в суздальском кафедральном Рождественском соборе.

В 1660 г. над его могилой построили деревянную гробницу и написали его образ, в некоторых храмах начали появляться иконы с его ликом.
В 1668 г. Суздальский архиепископ Стефан обрёл нетленные мощи Арсения Элассонского.
В Греции память святителя Арсения чтится издавна. Его греческое житие было составлено сразу же после блаженной кончины святителя архимандритом Христофором и архидиаконом Неофитом, которые в 1619 ом году приезжали в Москву с Иерусалимским патриархом Феофаном. На территории современной Греции построено несколько храмов в честь святителя. День памяти является большим праздником в Элассоне. В Кайдаловских святцах конца XVII века отмечены дни памяти святителя (12 мая/29 апреля) и обретения его мощей (28 апреля).
Канонизирован в 1982 г. с включением имени в Собор Владимирских святых. В 4-м тропаре 5-й песни канона утрени святитель прославляется как «благочестия столп непоколебимый».

В начале XXI века, Элладская Православная Церковь выступила инициатором проведения изыскательских работ на месте погребения Арсения. При патриархе Московском и всея Руси Алексии II и архиепископе Владимирском и Суздальском Евлогии 17 августа 2005 года были обретены мощи святителя Арсения Суздальского (Элассонского).
В Московском Патриархате по просьбе приняли решение просить руководство Владимиро-Суздальского музея заповедника вскрыть гробницу архиепископа Арсения. Для вскрытия гробницы пригласили главного археолога Московской Патриархии Беляева, участвовал отец Иннокентий, как секретарь Владимирской епархии. В торжественной обстановке приступили к вскрытию.
Захоронение было обнаружено именно там, где на него указал суздальский краевед Ананий Белов. В усыпальнице прекрасно сохранилось облачение святителя Арсения. Великолепное шитье датируется XVI веком.
22 февраля 2014 года, по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Евлогия, мощи были перенесены в Успенскую церковь Суздальского кремля, где ежедневно доступны для поклонения всем верующим.

Как и три столетия назад, молящиеся обращаются к мощам святителя Арсения за помощью об исцелении детей, даровании потомства и избавлении от бед. Многие получают просимое, многие становятся свидетелями чудес являемых с самого обретения:

Кипрское отделение ИППО совершили паломничество в Покровский монастырь.
Покровский монастырь был основан в 1364г. на низком берегу реки Каменки. По легенде, он был основан во исполнение обета Андрея Константиновича, князя суздальского и нижегородского.
Первые его строения и стены были деревянными, и от них ничего не сохранилось. В XV веке мимо стен монастыря проходила одна из основных дорог, ведущая из Суздаля в Москву.
В XVI веке князь Василий III жертвует монастырю большие суммы, на эти средства строятся сохранившиеся и поныне Покровский собор, Святые врата с церковью и колокольня. Вероятно, тогда же были построены кельи и ограда, которые не сохранились. Существующая в наши дни ограда была построена в XVII веке.
Во времена Василия III монастырь переживает наибольший подъем. Великий князь не напрасно оказывал ему такую поддержку: в 1525г. его первая жена, Соломония Юрьевна Сабурова, которую он обвинил в бесплодии, была насильно пострижена в монахини и под именем старицы Софии водворена в Покровский монастырь.
Здания монастыря сгруппированы вокруг площади у южной стены собора. Такая композиция встречается и в Спасо-Евфимиевом монастыре, и в других русских монастырях того времени. Выпадает из общего ансамбля Зачатьевская трапезная церковь, построенная несколько позднее, когда на Руси уже формировались другие принципы монастырской застройки.
Покровский собор (1510-1514) — главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.
Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.
Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором — высокими узкими окнами и карнизом — повторяют внешний вид храмовых апсид.
При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым — зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.
Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель – И.А.Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.
Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, — словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.

Колокольня Покровского монастыря в Суздале С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515г. — XVIIв.) — интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн — слуховых отверстий.
В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой.
Святые ворота с Благовещенской надвратной церковью (1510-1518) — своего рода крепостная башня с двумя арками — большой проездной и малой для пешеходов. Мощный трехглавый четверик — уникальный образец древнерусского зодчества, сочетающий в себе функции крепостной башни и церкви. Собственно церковь располагается в верхней части квадратной в плане башни и представляет собой небольшой четверик, окруженный с двух сторон галереей с арочными проемами. По композиции она повторяет большой Покровский собор, хотя украшена более богато. В северном и южном углах церкви расположены два крошечных придела, увенчанные главками на световых барабанах. Центральная глава на массивном барабане с высокими узкими окнами опирается на два яруса килевидных закомар.
Как и собор, надвратная церковь перестраивалась, и в 1958г. реставрация по проекту А.Д.Варганова возвратила зданию первоначальный облик.
Еще один интересный памятник расположен к северу от собора. Это Зачатьевская трапезная церковь (после 1551г.). Она была построена на месте старой деревянной по приказанию Ивана Грозного после смерти его дочери Анны; за провоз камня на строительство этой церкви на монастырь не налагалась пошлина. Большое здание с одной главкой украшено необычным рисунком — в верхней части стены из красного кирпича выложены крупные ромбы. Кроме того, необычна и сама техника кладки стены и сводов – из мелкого кирпича, характерная для польской архитектуры. Основа церкви — большой одностолпный трапезный зал во втором этаже; с востока к нему примыкает небольшое помещение церкви с прямоугольной апсидой. В нижнем этаже помещались хлебопекарня и прочие кухонные помещения.
В XVI веке к западному углу церкви была пристроена небольшая звонница с шестигранным шатром, характерным для деревянного зодчества. Шатер небольшой, с одним рядом слухов, опирающийся на арочный ярус звона.
Рядом с трапезной церковью располагались подсобные здания: ледники, складские помещения, сохранившаяся до наших дней и значительно реставрированная поварня (конец XVIIв.).
В юго-западном углу монастыря располагается приказная изба, или судный дом (конец XVIIв.), в которой сейчас открыт филиал музея. В подземелье под каменным зданием находится каменный мешок, где содержались узницы.
Окружающая монастырь ограда с башнями (XVII-XVIIIвв.) уже в XVI веке была частично построена из камня, но позднее разобрана и перестроена, а в ХХ веке реставрирована под руководством А.Д.Варганова. Наиболее старые сохранившиеся части имеют характерные черты стен, приспособленных для оборонительного боя: узкие бойницы, с внутренней стороны – глухие арки – опоры для деревянных подмостков боевого хода. В северной стороне монастыря сохранились шатровые башни XVII века, почти без декора; эта часть отгорожена от остального монастыря стеной и представляет собой небольшой дворик. Восьмигранные башни XVIII века наряднее, возможно, что первоначально они тоже имели шатровые завершения, позднее замененные на полусферы со шпилями. Стены их украшены рядом окошек с наличниками, декоративными бойницами и горизонтальными тягами, делящими грани на части.
Весь комплекс Покровского монастыря находится под охраной ЮНЕСКО.
В монастыре долгое время размещалась гостиница «Покровская», устроенная в стилизованных избах и очень популярная у иностранных туристов. Весной 2008 года гостиница была закрыта и подарена владельцами монастырю. Теперь в деревянных домиках расположены кельи монахинь и приют для девочек. Проход к домикам для туристов закрыт. Тем не менее, на территории монастыря работает паломническая трапезная.
В монастырь приезжают не только туристы, но и многочисленные паломники, которых особенно привлекают мощи св. Софии Суздальской (в миру — Соломонии Сабуровой), у которых многие женщины молятся о даровании им детей, а больные — об исцелении. Для паломников проводятся экскурсии.

dsc00718

dsc00721

dsc00725

dsc00728

dsc00729

dsc00733

dsc00714

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор -Буланов Л.А.

dsc00715

Председатель кипрского отделения ИППО, профессор -Буланов Л.А.

 

Информацию предоставил секретарь кипрского отделения ИППО Плешакова Н.А.

Запись опубликована в рубрике Без рубрики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.